КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Как справляться с протестами и истериками?

🔘Дорогие мамы, коллеги, согласитесь со мной, что для многих это один из самых сложных моментов в общении с детками?
Нытье, капризы, споры, непослушание и прочие «прелести» выбивают из колеи, особенно, когда малыш решил выдать это в самый неподходящий момент.


🔘Прежде всего отмечу, что когда сам взрослый находится в норме по эмоциональному состоянию, то справиться с нежелательным поведением ребёнка намного проще.

🔘Что делать взрослым?

✅Забота о себе. Не только о физическом здоровье, но и о психологическом.

✅Понять, что у ребёнка есть право на свои потребности, уважать его границы нужно так же, как и свои. Очень послушный малышок вызовет больше вопросов у детского психолога, чем непоседа-шилопоп.

✅Быть последовательными в своих действиях. Нередко бывает, что родители/педагог сегодня что-то разрешают ребёнку, а завтра запрещают, а в семьях происходит такой раздрай между папой и мамой, родителями и бабушками и т.д.

✅Определить, что это за эмоция?
Манипуляция: ребёнок плачет в общественном месте, маме становится стыдно, люди смотрят, поэтому покупает эту конфету лишь бы он замолчал. Такое поведение взрослого лишь подкрепит нежелательное поведение.
В 3-4 года дети начинают понимать социальные нормы, если происходят такие истерики, то это вопрос про границы.
А, возможно, он просто испугался или огорчился, что сломалась игрушка?

✅Не игнорировать и не отворачиваться.
Это самое ужасное, что может произойти: ребёнок остаётся наедине со своими сильными эмоциями и он пока сам не знает, как с ними справляться… Такое поведение взрослых может даже сработать, ребёнок замолчит, а точнее останется с чувством страха и подавленностью.
Малыш плачет и кричит, т.к. хочет получить поддержку, реакции от окружающих не поступает, ему ничего не остаётся делать, как замкнуться и замолчать.

✅Помочь ребёнку прожить эти чувства, контейнируйте и называйте их («Ты злишься, ты расстроен, тебе обидно, больно, я тебя понимаю, но нет…»). Показывайте, что вы рядом и принимаете его любое проявление. Будьте стабильны в своих эмоциях и уверены в действиях.


 

Что такое ОНР, ФФН, Стёртая дизартрия?

 ОНР, ФФН, дизартрия и т.д. – родителей очень часто пугает  эта аббревиатура.  Дорогие родители, вооружаю Вас знаниями для того, чтобы Вы понимали какое логопедическое заключение стоит у ребенка и причины нарушений речи.

При постановке логопедического заключения Районной психолого-медико-педагогической комиссии, учитываются 2 аспекта – педагогический и медицинский.  Например, заключение может звучать так – ОНР III уровня (педагогический аспект)  у ребенка со стертой  дизартрией (медицинский аспект,  заключение "ставит" невролог).    То есть,  у ребенка нарушены все компоненты речи (ОНР) и  плюс осложнено стертой дизатрией (нарушена  передача  импульсов от центральной нервной системы к речевым  отделам).

Что такое ФФН (фонетико-фонематические нарушения)?

"У вашего ребенка нарушение фонематического слуха", - говорит специалист.
" Но мой ребенок слышит хорошо",- недоумевает мама. 

Что же характерно для нарушения фонематического слуха: 

·         замена одних звуков другими (фыфка, хыхка, сыска);

·        перестановка звуков и слогов (копа вместо пока);

·        упрощение слоговой структуры слова (чащик вместо часовщик).

Прежде чем сказать, ребенок должен правильно услышать, воспринять звуки речи. Дети с нарушением фонематического слуха  не различают на слух близкие по звучанию звуки. Без зрительной опоры и без контекста ребенок не сразу понимает о чем речь — о «белой косе» или о «белой козе», о прическе или о животном? Меняется звук и меняется смысл. Какая огромная сила у фонемы — звукосмыслоразличитель.

А если ребенок недопонимает что-то из потока информации, то, как следствие, — вторичные нарушения:  ФФН - фонетико-фонематическое недоразвитие речи,  и как следствие - дисграфия (нарушение письменной речи – как слышит  - так и пишет)

 К категории детей с ФФН или фонетико-фонематическим недоразвитием речи относятся дети с нормальным физическим слухом и интеллектом, у которых нарушены произносительная сторона речи и особый фонематический слух - это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека упорядоченно – в «решетке фонем».

     Понятие «фонематический слух» следует отличать от понятия «фонематическое восприятие». Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове мак? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы. Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежат в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.

Влияние  нарушения фонематического слуха на развитие устной речи ребёнка.

     Речь детей с ФФН характеризуется неправильным произношением звуков: пропусками, искажениями, заменами. Наиболее типичными являются замены звуков на более простые по месту и способу артикуляции (например, р заменяется на л или в). При этом ребенок один и тот же звук может заменять разными звуками: лука – рука, ковова – корова и т.д.). В ряде случаев ребенок может правильно произносить изолированный (т.е. отдельный) звук, а в самостоятельной речи заменять, искажать его. Количество нарушенных звуков у ребенка с ФФН может быть достаточно большим – до 16-20 звуков. Такие нарушения звукопроизношения у детей непосредственно обусловлены несформированностью у них фонематического слуха.

     Выделяют три возможных состояния при недоразвитии фонематического слуха:

§        недостаточное различение и узнавание только тех звуков, произношение которых нарушено;

§        недостаточное различение значительного количества звуков из разных фонетических групп  при относительно сформированном их произношении;

§        глубокое фонематическое недоразвитие, когда ребенок практически не может выделить их из состава слов, определить последовательность звуков в слове.

     Наряду с нарушенным звукопроизношением у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи наблюдаются ошибки в слоговой структуре слова (это количество и порядок слогов внутри слова)  и звуконаполняемости (количество и порядок звуков внутри каждого слога). Нередко отдельные дети с ФФН затрудняются в произношении слов со сложной слоговой структурой и со стечением согласных, а также предложений, содержащих подобные слова (это относится в первую очередь к малознакомым и трудным словам). При проговаривании такого лексического материала они искажают звуко-слоговой рисунок слов: опускают слоги, переставляют их местами и заменяют, могут пропустить или, наоборот, добавить звук внутри слога и т.д.   Например: каркадил – крокодил, батуретка – табуретка, голопед – логопед, киртити – кирпичи, тоита – строительство, вадавося – водопроводчик и т. п.

     Без специального коррекционного воздействия такой ребенок не научится различать и узнавать фонемы на слух, анализировать звуко-слоговой состав слов, что может привести к появлению стойких ошибок при овладении письменной речью.

Что такое общее недоразвитие речи (ОНР)?

Ребенок не сразу говорит на хорошем литературном языке, сначала он осваивает родную речь через опыт взрослых, потом проходит свой путь проб и ошибок.  Многие дети любят "коверкать" слова - некоторые из шедевров навсегда вписываются в семейную летопись. Тогда в каких случаях ошибки в речи являются симптомом диагноза?

ОНР - это прежде всего СИСТЕМНОЕ нарушение, когда нарушены все компоненты речи: и лексика, и грамматика, и фразовая речь.
При этом остается в норме физический слух и интеллект. Детей с ОНР отличает от детей с нарушением интеллекта достаточный для своего возраста пассивный словарь и достаточный уровень выполнения невербальных заданий.

Выделяют 3 уровня ОНР, хотя практика показывает, что между уровнями нет четких границ. Главное, что в основу деления (по Левиной) положен уровень развития фразовой речи.

Небольшое отступление о важности глагола в речи ребенка. Во фразе заложено действие, а действие обозначается глаголом, без него нет вывода, не обеспечены причинно-следственные связи, страдает мышление.

1 уровень. "Безречевые" дети

- Лепетные слова, звукоподражания. Одно слово может обозначать разные понятия, действия и предметы, для уточнения ребенок широко использует мимику и жесты. "Ма" - за этим обращением к маме и желание приласкаться, и "хочу кушать", и "пойдем гулять", и "включи телевизор" (при этом принесет пульт); и удовольствие от катания на горке.
- Грамматически слова не оформлены.
- Фразы нет.

2 уровень

- Словарный запас больше, но в словах наблюдаются пропуски слогов, перестановка, часто используются неправильные формы. "Гуся. Тонул. " - на картинке ныряющая в воду утка. 
- Грубые грамматические ошибки, нет согласования в словах. "Два ябок" - два яблока.
- Фразовая речь примитивна, хотя в предложении уже присутствуют 2-3 слова.

3 уровень

- Хороший словарь бытовых слов, но плохо усваиваются абстрактные понятия: названия времен года, обобщающие понятия (огурчик, помидор, капуста - ребенок показывает и называет, но назвать одним словом "овощи" не может), характерна замена слов близлежащими: детеныша собаки называет собачонкой.
- В грамматике характерны упрощение предлогов, в уменьшительно-ласкательной форме - неправильное употребление суффиксов, при счете - ошибки в окончаниях слов.
- Разговорная фраза развернутая, но составление рассказа по серии сюжетных картинок, пересказ в силу дефицита речевого планирования вызывает затруднение.
У некоторых детей наблюдается также и нарушение звукового оформления речи, в таких случаях важно при диагностике уточнить сохранность или нарушенность фонематического восприятия. Во втором случае можно говорить об ОНР на фоне фонематической недостаточности, и коррекционную работу начинать именно с первичного нарушения. 
Недоразвитие речи накладывает отпечаток и на развитие познавательных процессов: у детей с ОНР наблюдается неустойчивое внимание, снижение памяти, слабое словесно-логическое мышление.

Что такое дизартрия?

При диагнозе дизартрия у детей нарушено не только произношение звуков, но также темп, модуляция, выразительность голоса, ритм и дыхание, то есть в дефиците все отделы, участвующие в "говорении": и дыхательные, и голосовые, и мышцы артикуляционного аппарата.

Причина в нарушении передачи импульсов от центральной нервной системы к этим отделам , то есть сигнал отправляется по адресу, но доходит неточно, в результате кровоснабжение сбивается, мышечный тонус меняется – наблюдаем или вялые, бледные, малоподвижные мышцы (гипотонус), или чрезмерно напряженные (гипертонус). В любом случае, подвижность органов речи ограничена.

При дизартрии дефект мы можем не только слышать, но и видеть. Малыш еще не говорит, но мы замечаем, как быстро он устает во время еды, сосет грудь или бутылочку вяло, часто срыгивает. Позже эти дети долго привыкают к твердой пище. Когда начинают говорить – речь смазанная, плохо произносятся не только сложные, но и простые звуки. При дизартрии у некоторых детей как бы хлюпает при произношении щека, некоторые звуки выговаривают между зубами, наблюдается повышенное слюнотечение, речь звучит неровно, ребенок как будто скандирует, выталкивает звуки, у других напротив – голос звучит тихо, часто встречаются носовые оттенки.

Диагноз выражается в разной степени тяжести. Самая сложная из форм: анатрия - полная неспособность говорить, владеть своим речевым аппаратом, дизартрия характерна для детей с ДЦП, чаще встречается стертая дизартрия. Такую форму как дизартрический компонент (нарушение в одной группе мышц) легко перепутать с дислалией, однако в этом случае логопедическая работа более долгая, так как связана с восстановлением мышечных движений.

 

Для успешной и качественной коррекции речи, необходима консультация и медикаментозная поддержка  невропатолога!

 

 

Советы логопеда. Методические рекомендации по развитию воздушной струи 

 

Семинар-практикум для педагогов и родителей «Заучивание стихов и потешек с использованием приемов мнемотехники»  


Артикуляционная гимнастика в домашних условиях.

 

"ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ"

Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни.

Первый шаг в предупреждении таких проблем – это обращение к логопеду, который исправит речевые недостатки ребенка. Но, многих родителей как будто не волнует отсутствие в речи ребёнка звуков [ш], [ж] и в пять лет. Они считают, что ребенок еще «выговорится», бывает, что родители очень заняты или, испытывают материальные затруднения (ведь логопедическая помощь стоит недешево).

 

 

 


 

 

Что нужно знать родителям о правах ребёнка. СМ. ЗДЕСЬ

 



 Как не отбить у малыша желание ходить в детский сад? 
 
 

МОЖНО ЛИ ЖДАТЬ ДО ПЯТИ ЛЕТ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ГОВОРИТ?

 СМ. ЗДЕСЬ 

 

 

Советы родителям детей с нарушением речевого развития ребенка

В последние годы резко увеличилось количество детей с задержкой речевого развития и с различными речевыми нарушениями. Родители  трехлетнего малыша видят, что сверстники произносят предложение, а их говорит только "мама", "папа". Родители четырехлетнего малыша видят, что сверстники свободно общаются, а у их ребенка "каша во рту". Почему это происходит именно с моим ребенком? Что делать? К какому специалисту идти? Насколько это серьезно? Подобные вопросы начинают терзать мам, пап, бабушек и дедушек.

Почему?

 Причинами задержки речевого развития и различные нарушения речи могут быть:

  • недоразвития или поражения мозга, а так же центральной нервной системы во внутриутробном периоде;
  • в момент родов или после рождения;
  • угроза выкидыша во время беременности;
  • длительный токсикоз;
  • перенесенные беременной простудные и инфекционные заболевания;
  • прием лекарств, противопоказанных во время беременности;
  • наличие у беременной хронических заболеваний;
  • наличие вредных привычек (табак, алкоголь, наркотики);
  • гипоксия плода;
  • стремительные или наоборот затяжные роды;
  • недоношенность плода или наоборот;
  • несовместимость крови матери и плода;
  • асфиксия;
  • травма во время родов;
  • внутричерепное давление;
  • внутричерепные кровоизлияния;
  • ряд инфекционных заболеваний, перенесенных ребенком до двух лет;
  • черепно-мозговые травмы и др.

В возникновении речевых нарушений большую роль играет и социальный фактор: правильное речевое окружение ребенка и наличие благоприятной психологической обстановки.

 В развитии речевой функции ребенка выделяют три критических периода. В эти периоды родителям необходимо быть особенно внимательными к своим детям.СМ. ДАЛЕЕ

 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ЗРР ЗДЕСЬ

 

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕГО ПОДРАЖАНИЯ 

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ

РАЗВИТИЕ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ 

 

 

 

Здравствуйте дорогие родители и наши  воспитанники!

Сегодня я хотела бы познакомить вас с кинезиологическими упражнениями – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.

Давайте с вами вспомним, за что отвечает каждое полушарие

Правое полушарие отвечает за творческое начало деток, за креативность.

Левое полушарие за математические способности, логику, точные науки.

Поскольку мы очень любим своих деток и хотим, чтобы у них были развиты оба полушария, поэтому я предлагаю комплекс упражнений, которые будут способствовать развитию межполушарного воздействия. см. здесь

 


 

 

Роль родителей в преодолении речевых нарушений

у детей дошкольного возраста

см. здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий