ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА

 

«Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике»

 

Первое что можно выделить это различные виды гимнастик:

артикуляционная, дыхательная, гимнастика для глаз.

 

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Регулярное выполнение поможет:

·       улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию, (нервную проводимость);

·       улучшить подвижность артикуляционных органов;

·       укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

·       уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.

         Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать.

Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки
подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы.

 

 

Дыхательная гимнастика упражнения, способствующие развитию речевого дыхания, формированию длительного, направленного выдоха.

Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмального – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха.

Кроме оздоровительного значения – выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения.

Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм ребенка комплексное лечебное воздействие.

 

 




Игра с крупами (манка, перловка, бобовые, семена).  Эта игра разгружает эмоциональную сферу ребенка, создает эмоционально-радостный настрой. Данная игра может применяться в качестве тренажера на развитие мелкой моторики, в процессе автоматизации и дифференциации звуков.

 

 

 

 

 

Логоритмика, упражнения на развитие мелкой моторики, пальчиковые игры, физкультминутки.

 

         Логоритмика широко известная и эффективная технология. В результате применения логоритмических упражнений улучшается выразительность движений, ритмичность, четкость, плавность, слитность. Это система двигательных упражнений, в которых движения рук, ног, головы, корпуса сочетаются с произнесением речевого материала. Все упражнения направлены на нормализацию речевого дыхания, формирования умения изменять силу и высоту голоса, правильное произнесение звуков и их сочетаний, умение регулировать темп речи.

 

 

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

        Этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков.

         Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика занимает прочное место в занятиях с детьми.

         У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие – может развиться дисграфия (нарушение письма). Развитие движения пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития речи. Сочетаются упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями.

         Стимулируются активные точки, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев.


 

 

 

         Физкультминутки

 

Оздоровительные паузы – физминутки провожу в игровой форме в середине занятия.

Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции.

 

Логопедический массаж – совокупность приемов механического, дозированного воздействия в виде трения, давления, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела человека как руками, так и специальными аппаратами.

Используются в основном такие виды логопедического массажа:

  1. Дифференцированный логопедический массаж использую для ослабления проявления расстройств иннервации мышц речевого аппарата. Для нормализации мышечного тонуса, увеличения объема и амплитуды артикуляционных движений, уменьшения слюнотечения.

  2. Массаж язычной мускулатуры, применяется при спастичности языка (повышенного тонуса) – расслабляющий массаж. При гипотонии языка – делается стимулирующий массаж языка.

 

 


Цель – укрепить мышечный тонус.

Массаж осуществляется разными способами:

- точечный массаж – локальное воздействие расслабляющим или стимулирующим способом на биологически активные точки (зоны).

- зондовый массаж, используются логопедические зонды, шпатели.

При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами.

 

 

 

Массаж и самомассаж лица;массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;аурикулярный массаж (массаж ушных раковин)



Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда является перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. 

Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. 

На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии  оптимизируют процесс коррекции речи детей, позволяют интереснее и разнообразнее организовывать логопедические занятия.

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий